Жир как преступление

Как устраняют аварии на канализационных сетях.

В глубине квартала новостроек на углу Радищева и Московской спряталось небольшое кирпичное здание — служба водоотведения с диспетчерской «Водоканала». Ее сотрудники собирают информацию об авариях и засорах на канализационных сетях в центральной части города, которая поступает к ним как от представителей коммунальных служб и управляющих компаний, так и от простых горожан, внезапно обнаруживших возле своего дома фонтан воды из-под земли и унюхавших неприятный запах.

В среднем в месяц в диспетчерскую поступает около 850-870 заявок на устранение засоров — это ниже установленного лимита на количество аварий (0,60% против 0,72%). Большинство засоров, как правило, образуются на дворовых сетях. 

В 99% основными причинами засоров становится халатность жильцов, смывающих в трубопроводы строительный мусор, песок и другие вещи, которые положено выбрасывать — твердые бытовые отходы. Глава службы водоотведения вспоминает, как из люка на перекресте Декабристов и Мамина-Сибиряка достали курицу, из-за которой канализация в нескольких окрестных домах  «пошла горлом».

На ликвидацию засора прибывает дежурная«Ласточка»/фото ЕТВ

Инородные тела — не единственный бич канализационных сетей. Немало проблем доставляет жир, оседающий на стенках труб, отчего их диаметр и проходимость сильно снижаются. Главные поставщики жира в трубопровод — точки общепита.

Всего в ведении «Водоканала» примерно 1600 км сетей канализации, за которые ведомство несет ответственность. Еще около 200 км сетей — бесхозные, но их тоже необходимо обслуживать. В случае засора на них администрация района готовит обращение, по которому специалисты «Водоканала» выполняют работы. Затем счет за устранение предъявляется в УЖКХ Екатеринбурга. Узнать, у кого на балансе находится аварийный участок — первая обязанность диспетчера, принявшего тревожный звонок. 

Впрочем, работа диспетчера приемом заявок не ограничивается. Он также координирует работу аварийных бригад, и часто возникает патовая ситуация, когда обилие звонков, не связанных с авариями, эту координацию тормозит. По правилам диспетчер не может положить трубку, даже если звонят с самой нелепой претензией.

Но заявка, поступившая из дома по Посадской — не такой случай. Там стоит запах канализации, про который специалисты из дежурной бригады говорят, что это — явный признак засора. Трое рабочих отправляются на адрес, достают из машины необходимые инструменты и выполняют привычные действия: поочередно открывают люки и смотрят, есть ли там вода. Ближе к третьему колодцу запах канализации усиливается, и специалисты уверенно диагностируют засор на участке между вторым и третьим люком.

Один из рабочих поднимает крышку колодца и смотрит вниз. «Видите, сухо, — комментирует он. — Это значит, что вода из второго колодца не смогла пробиться сюда, значит, ей что-то мешает пройти». Устранять засор будут с помощью направляющей трубы (она опускается в люк и вставляется в отверстие трубопровода) и ленты — ее погружают в направляющую трубу и проталкивают по трубе от третьего люка до второго. 

Результат прочистки виден тут же — из трубы на дно колодца вырываются стоки, о дальнейшем пути которых мы расскажем совсем скоро.