Пить или не пить?

В России предлагают создать министерство ЖКХ

Только 60 процентов населения России обеспечено качественной питьевой водой, заявил президент Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Станислав Храменков. Для того чтобы исправить положение нужны частные инвестиции и министерство ЖКХ, считают эксперты.

Не секрет, что ситуация в сфере ЖКХ запущена до предела. По самым скромным оценкам, износ водопроводно-канализационного хозяйства составляет более 65 процентов. Так, в России насчитывается 543 тысячи км водопроводных сетей, из которых 60 процентов имеют 100-процентный износ. При этом 45 процентов канализационных сетей требуют не просто ремонта, а немедленной перекладки. Иначе в любой момент может «рвануть».

Самое «слабое звено» — системы водоподготовки, в которых природная вода «превращается» в питьевую. Они построены еще в 70-х годах прошлого столетия, а некоторые, так и еще раньше. Оборудование, применяемое в этих системах, не справляется с очисткой воды от загрязнения. Вот и получается, что 17 процентов проб питьевой воды не соответствуют санитарно-химическим показателям, а 5 процентов — микробиологическим. В действительности цифры могут оказаться и больше — не всю «плохую» воду удается вовремя идентифицировать и принять соответствующие меры. Все потому, что госконтроль охватывает только 46 процентов воды.

Наиболее тяжелая ситуация сложилась в Республике Карелия, Новгородской, Томской и Ростовской областях. Хуже всего обстоит дело в маленьких городах и сельских поселениях.

«По оценкам разных экспертов, нужно 5-7 триллионов рублей вложить в нашу инфраструктуру», — заявил Храменков.

И тут без частных инвестиций не обойтись. Но для того, чтобы их привлечь нужны не только соответствующие законы (например, о частно-государственном партнерстве), но и необходимые нормативные акты.

Также эксперты-коммунальщики предлагают вспомнить советский опыт — возродить в стране министерство ЖКХ. Для того чтобы реформой отрасли (которая уже продолжается лет двадцать) руководили сверху. А вышло так, что федеральный центр «спихнул» эту проблему на местные власти, а те, в свою очередь, на муниципалитеты. Последние отчаянно не справляются.

А ведь лучше-то не будет, вздыхает директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян: качество воды только снижается, причем не только в России, но и в других странах. Это связано не столько со сточными водами, сколько с осадками, «состоящими» из выбросов предприятий.

«Наступит весна, и азот с фосфором начнут попадать в водоемы. Будут развиваться сине-зеленые водоросли, выбрасывающие токсичные вещества. Нужно, чтобы служба мониторинга более тщательно отслеживала качество воды в природных водоемах. Особенно в тех случаях, если она предназначена для питья или разведения рыбы», — говорит ученый.

Водоподготовка тоже требует инвестиций. В начале прошлого столетия для детоксикации воды начали применять боевое отравляющее вещество — хлор. И с тех пор хлорсодержащие вещества используются практически во всем мире. Однако американцы ведут исследования, направленные на то, чтобы обеззараживать воду с помощью методов озонирования и ультрафиолетового излучения. Россия тоже не должна стоять на месте, резюмирует Данилов-Данильян.

Отдельная тема — бутилированная вода, рынок которой бурно развивается. Эксперты говорят, что содержание натрия, калия, кремния, магния и других веществ в этой продукции известно до долей процента. Но что касается вредных соединений, то об их наличии или отсутствии потребителям приходится только догадываться — действующее законодательство позволяет потребителям не раскрывать эту информацию.

По материалам издания «Российская газета»

Текст: Алексей Аронов 12.04.2013