Новые технологии позволят приблизить качество нашей питьевой воды к европейским стандартам

Интервью начальника Центральной лаборатории Водоканала Людмилы Александровны Брусницыной для телепрограммы «Национальный прогноз»

 «НП» – Какие факторы влияют на качество питьевой воды?

Л.Б. – основной фактор – качество воды поверхностных источников, а именно Волчихинского и Верх-Исетского водохранилищ, так как в основном они используются для водоснабжения города. Следующий очень важный фактор – технологическая схема фильтровальной станции, применяемые реагенты и фильтрующие материалы. И, немаловажный фактор, доставка воды потребителю. Протяженность водопроводных сетей около 1700 км. В основном это стальные и чугунные трубы с высокой степенью износа, что является результатом их коррозии при контакте с водой. А это, в свою очередь, является причиной вторичного загрязнения питьевой воды. Исходя из этого, напрашивается фактор удаленности от фильтровальных станций, а также состояние внутридомовых сетей.

«НП» – Насколько существенно  вторичное загрязнение может повлиять на качество питьевой воды?

Л.Б. – Питьевая вода готовится на 3-х основных фильтровальных станциях. Оценка качества питьевой воды проводится на выпуске со станций и в точках распределительной сети в соответствии с действующим СанПиН 2.1.4.1074-01. Именно в этом документе содержатся гигиенические требования к качеству питьевой воды и организации контроля качества. На сегодняшний день питьевая вода соответствует всем требованиям выше указанного документа. Результаты государственного контроля подтверждают, что вода в водопроводе питьевого качества. Но в результате вторичного загрязнения качество питьевой воды, выходящей со станций, ухудшается по таким показателям как железо, цветность, мутность. Как уже было сказано, такое загрязнение происходит в результате коррозии металлических труб. Степень ухудшения зависит от удаленности контрольной точки от фильтровальной станции, схемы подачи воды и состояния внутридомовых сетей. По ходу движения воды от станций до потребителя ведется лабораторный контроль на насосных станциях третьего подъема, предназначенных для повышения давления в сетях отдельных районов, квартальных насосных станциях для повышения давления воды в высотных домах, водоразборных колонках. Исследования подтверждают, что при движении воды по распределительной сети качество воды ухудшается. Это видно из приведенного графика. Ежемесячно по распределительной сети отбирается до четырехсот проб, среднее значение по содержанию железа за летние месяцы составляет 0,19 мг/дм3, при ПДК 0,3 мг/дм3. Среднее же содержание железа в питьевой воде, подаваемой с фильтровальных станций, за это же время составляет 0,03 мг/дм3, что в 10 раз ниже ПДК и увеличение содержания железа по пути движения возрастает на 0,16 мг/дм3. Да, вторичное загрязнение имеет место быть, но по усредненным данным значения железа не превышают ПДК. Годовой процент несоответствующих проб питьевой воды по содержанию железа в распределительной сети города составляет 6-7%. По цветности и мутности превышения ПДК отсутствуют.

«НП» – Традиционный вопрос о запахе водопроводной воды. Является ли он признаком низкого качества питьевой воды?

Л.Б. – Мы не скрываем, что в отдельные периоды бывают такие проблемы. В конце августа и в сентябре начинается цветение водорослей в поверхностных водоемах, причем доминируют сине-зеленые водоросли, которые в процессе своей жизнедеятельности и выделяют эти запахи. При этом запах может быть разным – травянистый, дустовый, запах цветущей настурции, рыбный и т. д. Всего около 60 видов таких водорослей, и запах определяет тот вид водорослей, который преобладает в данное время. Наши сооружения не предназначены для удаления запахов биологического происхождения, поэтому вода питьевого качества по всем показателям может не соответствовать нормативам по запаху и привкусу. Избавиться от запаха воды потребители могут с помощью обычных угольных фильтров.

«НП» – Насколько вообще имеет смысл пытаться в домашних условиях улучшить качество воды – устранить запах и последствия вторичного загрязнения?

Л.Б. – В домашних условиях вполне можно улучшать качество воды. При этом мы не рекомендуем сложные многоступенчатые фильтры, вполне достаточно обычного угольного. С помощью такого фильтра убираются запахи, продукты коррозии, хлорорганические соединения.

«НП» – Какие методы Водоканал использует для улучшения качества питьевой воды?

Л.Б. – С момента существования Водоканала разрабатывается и реализуется программа по улучшению качества воды. Эта программа – не просто слова, это реальные действия, и есть хорошие результаты. Процент проб выше ПДК по содержанию железа в распределительной сети в 1995 году составлял 45%, в настоящее время 6-7%. Сейчас качество питьевой воды, подаваемой с фильтровальных станций, не просто соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, но по таким показателям, как цветность, мутность, железо, алюминий значительно ниже допустимых значений. Чем лучшего качества вода уйдет с фильтровальной станции в распределительную сеть, тем лучшего качества вода поступит к потребителю. Этот результат достигается путем подбора современных высокоэффективных реагентов, процесс этого подбора идет постоянно. Мы следим за новинками, мы следим за новыми возможностями и выбираем коагулянты, флоакулянты, аммоний самого высокого качества и максимально подходящие для воды, поступающей именно из наших водоисточников. Кроме подбора самих реагентов, мы подбираем и дозы, которые помогут максимально снизить показатели по железу, цветности и прочим. Чем лучшего качества вода уйдет с фильтровальной станции в распределительную сеть, тем лучшего качества вода поступит к потребителю. Основное направление, по которому Водоканал работает для улучшения качества питьевой воды, – это реконструкции и модернизации наших фильтровальных станций и сооружений. Внедрение новых технологий позволит приблизить качество нашей воды к европейским стандартам, в полной мере результаты наших усилий будут видны в 2020 году, когда будут выполнены все мероприятия Инвестиционной программы.