Люди Водоканала: династия Кошкаровых на ЮАС

В рамках проекта «Люди Водоканала» пресс-служба предприятия пообщалась с семьей Кошкаровых, проработавших на ЮАС не одно десятилетие. Глава семьи – Борис Павлович возглавлял ЮАС 30 лет, в том числе в непростые перестроечные годы. Сейчас его дело продолжают дети — на предприятии работают сын и дочь.

Как начинался Ваш трудовой путь в Водоканале?

Борис Павлович: Я пришел на ЮАС в ноябре 1974 года, а чуть позже сдали в эксплуатацию первую очередь на 350 тысяч кубометров стоков в сутки. Я работал инженером-механиком, с 1975 по 1985 год. Отвечал за работу всего механического оборудования – решетки, песколовки, отстойники. Через 5 лет запустили вторую очередь станции — тоже механическая очистка, но уже до 550 тысяч кубометров, это включало первую группу первичных отстойников.

Аэротенки, всю биологию и цех обезвоживания запустили в 1985 году. И как раз тогда меня поставили начальником. Многие сказали «тебе и год не продержаться», потому что биология была в планах горкома партии, это было соцобязательство власти и контролировалось очень сильно. Я был начальником станции 30 лет — с 1985 по 2015 год.

Борис Павлович Кошкаров

Что примечательного помните о работе? Какие случаи запали в память?

Борис Павлович: Когда пускали механическую очистку в 1975 году, у нас стояли решетки, они доставляли много хлопот, прозоры между стержнями были 16 миллиметров. И я, как механик, занимался их ремонтом чуть ли не каждую неделю. Такой случай запомнился: ремонт закончили, а с другой стороны решеток находился мусор какой-то. Я слесарю говорю – залезь туда, убери эту гадость. Так он не стал перелазить сверху, а взял эти решетки раздвинул руками и залез. Вот так они хлипко были сделаны — вроде стоят, а раздвигаются легко.

Еще по проекту у нас в решетах было сделано дробление мусора и оно происходило первые несколько лет после ввода станции в эксплуатацию. То есть мусор на решетках задерживали и по транспортеру подавали в дробилку, а потом эту массу опять сбрасывали перед решетками или на метантенки. Дробилки тоже приходилось ремонтировать часто. Моя идея была – отказаться от этого этапа. В Советском Союзе проекты очистных станций были типовые и мы в Свердловске были одни из первых, а может и первые, в стране, кто убрал дробилки из технологического процесса и стал утилизировать сразу на полигон.

В 1975 году также запустили метантенки для сбраживания осадка и выделения биогаза. Там тоже было не все легко — они часто забивались из-за того, что попадало много мусора. Приходилось останавливать и чистить. Метантенки перестали эксплуатировать в начале 2000-х, потому что для их работы надо подавать пар и нагревать до определенной температуры. А наш поставщик — завод Химмаш прекратил выпуск пара, поэтому нам не чем было нагревать.

Что считаете своим достижением на работе?

Борис Павлович: Во-первых, отказ от дробилок существенно помог. Во-вторых, про ремонт аэротенков. У нас первоначально в аэротенках были уложены фильтр-тросы — плитки 350 на 350. Они вылетали, ломались. Как-то я попал на очистные сооружения Москвы — Курьяновскую станцию и там как раз один аэротенк ремонтировали. Мы с инженером нашим спустились, удивились, что прораб ходит в тапочках по дну аэротенка и ремонтирует. Посмотрели, как он закрепляет эти плитки. Приехали, стали также делать и у нас все нормально пошло. А через некоторое время появились дырчатые полиэтиленовые трубы, диаметром 160. И дело отлично пошло — аэрация хорошо, плитки не выбивались.  Это было в начале 2000-х.

Вы химмашевец?

Борис Павлович: Я родился в городе Тара, Омской области. А в 1956 году мы с родителями переехали сюда, мать была преподавателем в техникуме химического машиностроения, а отец долгое время работал директором в 34-й школе. Родители получили двухкомнатную квартиру на улице Славянская, в двухэтажном доме, который пленные немцы строили. Там ванна была с титаном, который топили дровами и нагревали воду. У каждой квартиры были свои дровяники, где хранили дрова.

Не думали поменять место жительства?

Борис Павлович: нет, мне тут нравится, выезжаю только на дачу. Вопрос с запахами по моим ощущениям встал недавно, лет 5-6 назад. Раньше видимо ветра были в другую сторону. Ведь когда проектировали очистные сооружения, то розу ветров учитывали. В то время защитная зона от станции была метров 300 по закону. Сейчас законодательство изменилась, защитная зона расширена и ближайшие дома уже ей не соответствуют.

Александр Борисович, главный инженер ЮАС: Запах идет не на весь район. Например, на бывших цехах Химмаш-завода, это северо-восток, не так чувствуется, а в основном сдувает на запад. Иловые площадки находятся у реки в низине, утром и вечером движение теплых и холодных масс меняется и запах идет по руслу.

У нас цель и задача – как можно больше иловых площадок опорожнить, ведь они главный источник запаха. Сейчас удобно – грузовики выезжают на ЕКАД и вперед! А раньше возили через сам Химмаш и осадок более жидкий был. Было несколько случаев, когда осадок другие машины обливал.

Борис Павлович: А изначально станция проектировалась и работала на вакуум-фильтрах, это было очень «ароматно». Помню к нам приезжали на экскурсию японцы и сказали: «тут только коммунисты могут работать», запах был сильный. Тем не менее мы работу наладили на вакуум-фильтрах – одни из первых в стране. А потом пошли прессы, центрифуги, которые гораздо более эффективны.

Александр Борисович Кошкаров — главный инженер ЮАС с отцом

Расскажите про семью?

Борис Павлович: У нас родилось трое детей: одна дочка и два сына. И сейчас шесть внуков у меня: три девочки и три мальчика. Дочка и зять работают тоже здесь, Олег – начальник ЦМО, а Ольга – начальник смены. Сын – Александр, главный инженер станции. Я их конечно направлял. Устроиться на работу было не так просто в их время, в конце 90-х.

Александр Борисович: в то время вообще работы не много было, даже если где-то обещали деньги, их могли просто не платить. А Водоканал всегда стабильно работал. Я закончил стройфак УПИ, ВиВ. Изначально я хотел пойти на мехфак, увлекался автомобилями и там была подходящая специальность, но отец сказал: «Зачем тебе это, у нас ни одного автомобильного завода в городе нет, иди на водоснабжение и водоотведение, будешь в Водоканале работать. Пусть работа не сильно прибыльная, зато уверенный доход и расширенные социальные программы».

Здесь было бесплатное питание в столовой, лагерь для детей, спортзал и спортивные соревнования. Борис Павлович много сделал для организации спорта и досуга ЮАС-овцев.

Борис Павлович: когда я пришел в 1975 году у нас был очень молодой коллектив, начальники смен все после техникумов – по 25-30 лет. Интересно работать было. Был свой чемпионат по футболу, 7 команд набиралось. Сделали свое поле. Построили сауну, все было для сотрудников. Я думал о том, что не надо ждать подарков свыше, а нужно самим сделать так, чтобы людям тут удобно работать было.

Александр Борисович: тут многие начинали свою футбольную «карьеру», у нас целая стена кубков. Была такая ваза переходящая для турнира. Но сейчас из-за антиковидных мер мы многое закрыли. Настольный теннис на ЮАС процветает, много хороших игроков, сейчас продолжают тренироваться. Они участвуют регулярно в Спартакиаде профсоюзов, занимают места хорошие. Бильярдный стол есть. 90% сотрудников ЮАС – это жители Химмаша и им очень удобно, что все рядом с работой.

Ольга Борисовна, начальник смены ЮАС:

Я, можно сказать, росла на станции, проводила здесь много времени с отцом. Поэтому все было мне знакомо — оборудование и процессы очистки. На станции проводились детские праздники, новогодние елки, мы ходили с коллективом на демонстрации. Высшее образование я получила на мехфаке УПИ. Во время учебы мы познакомились с будущим мужем, а после 3 курса он устроился на ЮАС в цех механического обезвоживания, который тогда только запускали в работу. В 2005 году муж стал начальником участка ЦМО. А вообще у нас вся семья здесь работала: и мама – сначала диспетчером, потом в лаборатории, и средний брат, и свекровь.

Я в свое время пришла на ЮАС, в том числе из-за сменного графика работы, который удобен, когда дети маленькие. Функционал старшего смены очень обширен —  нужно координировать работу всех участков и служб между собой, следить за технологическим процессом и работой оборудования. Ночью, в выходные и в вечернее время за работу всей станции отвечает начальник смены.

Что ценю в своей работе — ощущение того, что мы помогаем горожанам жить в более комфортных условиях, пользоваться водопроводом и канализацией и, самое главное, заботимся об экологии нашей реки, области и даже планеты, грамотно и технологично очищая стоки.