Люди Водоканала: Александр Горюнов – начальник Северной аэрационной станции в период модернизации

В рамках проекта «Люди Водоканала» служба по связям с общественностью пообщалась с Александром Федоровичем Горюновым, возглавлявшим Северную аэрационную станцию в сложный период модернизации в 2000-х годах. Общий стаж Александра Федоровича в Водоканале — более 40 лет.

Расскажите, пожалуйста, когда Вы пришли на Водоканал? Почему решили работать здесь?

Я пришел на северные очистные в августе 1975 года на должность электрика 5 разряда. По образованию я техник-электрик, позже проходил профильные курсы повышения квалификации по ВиВ в Киеве. А причина моего прихода на Водоканал – это жилье. Большая проблема была тогда. В семье у нас уже было 2 детей. Поэтому, когда я в газете увидел объявление, что требуются рабочие на Водоканал и в течение года предоставляется служебное жилье, я не задумываясь принял решение сменить место работы.

Работа была не очень престижная – запах, очистные. И все сотрудники в основном приходили из-за жилья. Я думал – получу квартиру, 10 лет отработаю, расслужеблю и уйду. А получилось не так. В 2000-х стали строить новые очистные с новыми технологиями. Даже название изменилось — Северная аэрационная станция!

Александр Федорович Горюнов

Как была устроена станция в 1970х — 80х?

Акт приемки был подписан 31 декабря 1974 года. Очистные сооружения были запроектированы по типовой схеме, мощностью 80 тысяч кубических метров в сутки. Технологическая цепочка включала механическую очистку (решетки, дробилки, песколовки, первичные отстойники и насосная станция при них). Второй участок – биологическая очистка включала аэротенки, вторичные отстойники, воздуходувную станцию. Третий участок – обеззараживание стоков жидким хлором. Здесь располагалась хлораторная, ершовый смеситель и контактный канал. Четвертый участок – обработка осадка, включавший насосную при метантенках, метантенки и 6 иловых карт площадью 9.6 гектаров.

До пуска северных очистных, никакой очистки стоков в северной части города не существовало и все хозяйственно-бытовые стоки сливались напрямую в реки Камышенка и Пышма. В строительстве принимали участие заключенные, персонал стал допускаться с 1974 года. Очистные были сданы в конце года с большим количеством недоделок и недопоставленным оборудованием. Персонал еще весь следующий 1975 год занимался монтажом, пуско-наладочными работами, регулировкой запорной арматуры. А первые стоки пришли 23 августа 1975 года.

В начале на станции было очень большое энергопотребление – в месяц до 1 миллиона кВт/часов электроэнергии, это порядка 700 тысяч здесь на воздуходувной станции и 300 тысяч на нашей КНС. Воздуходувка, например, была со ступенчатой регулировкой и все режимы были неэффективные – дроссельное регулирование задвижками.

Как началась модернизация САС?

Объем стоков на станцию увеличивался с каждым годом – от изначальной проектной мощности в 80 тысяч кубических метров он со временем достиг 110 тысяч в сутки. Это был большой перегруз. В конце 1990-х начали подниматься вопросы о модернизации, и генеральный директор предприятия Олег Богомазов отправил нас в Венгрию для обмена опытом с очистными сооружениями в Будапеште. В тот момент прошло 5 лет с их постройки, но было такое ощущение, что станцию только что запустили в работу – все чисто, аккуратно, персонала не видно. На всей территории обнаружили только одного человека – начальник участка на мини тракторе косил газоны.

В 2002 году Администрация Екатеринбурга приняла постановление о реконструкции и расширении Северной аэрационной станции до 140 тысяч кубометров в сутки. При Водоканале создали дирекцию по проектированию и стройке новых очистных сооружений. Наши пожелания, как эксплуатирующей стороны, к проектировщикам были — максимально механизировать и автоматизировать процессы, снизить затраты электроэнергии.

Пожелания были учтены. Затраты на электричество снизились на 30% — стали потреблять 600-700 тысяч кВт/часов в месяц. На воздуходувной станции установили частотные регуляторы, а на КНС —  энергоэффективные двигатели и погружные насосы с частотным регулированием.

Я считаю, что часто проблемы в процессе эксплуатации возникают из-за «человеческого фактора». То не вовремя посмотрели, то забыли, то чай пошли попить. А когда мы поставили автоматику беспристрастную – много вопросов решилось.

Какие сложности были в процессе модернизации?

Например, для промывки решеток использовалась вода из городских сетей. Когда у нас включалась промывка, станция использовала так много ресурса, что раскачивала всю систему водопровода в северном районе канализования, начались аварии на водопроводах. Поэтому мы смонтировали систему плавного открытия запорной арматуры через бак разрыва струи.

Что самое яркое в работе запомнилось?

В 2002 году произошла крупная авария. В 8:30 утра поступил звонок с КНС – исчезло напряжение. На станцию было 3 ввода электричества по линии 6 кВ и в один момент все они оказались отключены. Произошла авария на подстанции Даурской. Все насосы на КНС отключились и тут начался утренний максимум стоков. Мы сразу позвонили в службу канализации, в Горводопровод и тепловикам. Были приняты меры к снижению подачи холодной, горячей воды и стоков соответственно. И все-таки электросетевая компания не успела дать напряжение, включили только к 12 часам дня. Увы и ах все электродвигатели, шкафы управления, все оборудование было затоплено с отметки -10 до отметки 0.

Качать стоки из этой КНС оказалось некуда, потому что в результате жизнедеятельности города вокруг станции все время завозили грунт, и она оказалась как будто в яме. Пришлось строить два водовода длиной 300 метров от насосной станции до камеры гашения. Я тогда около 2 суток вообще не спал. Мы неделю откачивали стоки, сушили оборудование, насосные агрегаты ремонтировали. Подключилось МЧС. Но руководство тогда отметило, что претензий к Водоканалу нет, и впредь также нужно действовать при ликвидации последствий.

Руководство Северной аэрационной станции

Какие управленческие решения принимали в работе?

На 1975 год штатное расписание было 152 человека, из них – 32 ИТР и служащих. В результате модернизации количество персонала сократилось до 70 человек, из них 12-13 ИТР. При этом у нас появилась автотракторная служба, котельная, служба ремонта высокотехнологичного оборудования. Когда ставили новое оборудование на станции и приходили наладчики от производителя, то мы своих слесарей КИПиА отправляли на пуско-наладку вместе с ними. Так наш персонал обучался в процессе и в дальнейшем самостоятельно проводил ремонты.

При старых очистных существовали служба механика и энергетика. После модернизации я принял решение объединить эти службы, подчинить одному начальнику и слесарей, и электриков. Ведь в современном оборудовании, трудно отделить слесарную от электрической составляющей. Стоит моноблок — в нем и двигатель, и система управления. Как жизнь показала, такое управленческое решение было правильным.

Еще был план по реконструкции административно-бытового корпуса — диспетчерская должна была занимать целое крыло, а сверху над ней хотел разместить смотровую площадку. Но это реализовать не удалось.

Северная аэрационная станция

Какие советы Вы бы дали молодым?

Реализуйте технологии, направленные на экономию теплоэнергии и электричества. Все процессы на станциях по возможности надо автоматизировать, исключить физический труд. Автоматика – это прекрасно, а «человеческий фактор» часто подводит.

Еще отмечу, что важна культура пользования канализацией. Посмотрите – люди иногда пытаются протолкнуть в унитаз, то что туда пролазит. Так нельзя!