Как ускорить подключение объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения

Неполный объем необходимых документов, заниженная нагрузка для подготовки технических условий, не учтены потребности во внутреннем и наружном пожаротушении объекта – это лишь часть причин, которые могут влиять на продолжительность процесса подключения объектов капитального строительства к сетям. Что нужно учитывать для того, чтобы сократить процесс подключения – рассказывает заместитель технического директора (по развитию) Наталья Константиновна Иванец.  

 «Корректная постановка задачи определяет правильное и своевременное ее решение.

Зачастую заказчики неграмотно и безответственно подходят к подаче запросов на предоставление технических условий и заявлений о подключении объектов капитального строительства к сетям, что приводит, порой, к существенному затягиванию времени оформления документов, длительной, иногда бесполезной, переписке, размножению вариантов документов, в которых впоследствии сами же заказчики и путаются.

Большую часть деятельности МУП «Водоканал» составляет работа с существующими и потенциальными заказчиками по подключению объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения. Эту работу в зависимости от требований к предоставляемым сторонами документам и выполняемым сторонами действиями можно условно разделить на следующие этапы.

  1. 1.Разработка технических условий на стадии землеотвода на основании запроса правообладателя земельного участка.
  2. 2.Подготовка договора о подключении объекта к сетям на основании заявления заказчика.
  3. 3.Процедура заключения договора о подключении.
  4. 4.Исполнение сторонами условий заключенных договоров о подключении.

Необходимо заметить, что пределы полномочий, сроки исполнения МУП «Водоканал» строго регламентированы указаниями действующего законодательства, и в своей деятельности предприятие не нарушает установленных рамок. Требования к действиям заказчиков определены теми же нормативно-правовыми актами.

Основными законодательные акты, регулирующие взаимоотношения ресурсоснабжающей и эксплуатирующей сети коммунальной инфораструктуры и правообладателей земельных участков, на которых планируются к возведению, возводятся либо располагаются построенные (реконструируемые), но не подключенные объекты капитального строительства, подлежащие подключению к сетям инженерно-технического обеспечения, являются следующие.

«Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г. № 83 с изменениями и дополнениями от 16.07.2009г., 27.11.2010г.

«Правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007г. № 360 с изменениями и дополнениями от 16.07.2009г., 27.11.2010г.

Кроме того, на официальном сайте МУП «Водоканал» имеется вся необходимая информация, касающаяся правильного оформления документов и выполнения необходимых действий заявителей, заказчиков и абонентов предприятия.

Недооценка заказчиками важности ответственного отношения к оформлению документов и правильности действий приводит к негативным последствиям: лишней переписке, отнимающей время у всех участников, затягиванию процессов оформления документов, выполнения работ по присоединению.

Стандартные ситуации, имеющие место на различных стадиях процессов присоединения.

1. Подача запроса на получение ТУ

1.1. Отсутствуют в полном объеме документы, предусмотренные  п. 8 «Правил определения…» (ППРФ № 83, ч. 1) (Отсутствуют нотариально заверенные копии учредительных документы и документы, подтверждающие полномочия лица, направившего запрос; не предоставляются правоустанавливающие документы на земельный участок; отсутствует информация о планируемом сроке ввода в эксплуатацию; не указаны границы земельного участка на плане М1:500) Следствие: отказ в предоставлении ТУ , предложение предоставить недостающие документы.

1.2. Заказчиком занижена нагрузка для подготовки ТУ № 1. (При запросе ТУ №1  нагрузка определена «без запаса», поэтому каждое уточнение нагрузки влечет за собой дополнительное обращение заказчика. Предлагаем предусматривать максимальную нагрузку, т.к.ТУ № 1 не предусматривают плату за подключение на основании заявленной нагрузки. В течение 1 года нагрузка подлежит уточнению, но в рамках ранее заявленной.) Следствие: многократные обращения для уточнения, подтверждения ТУ № 1.

1.3. В запросе на ТУ № 1 отсутствуют потребности во внутреннем и наружном пожаротушении объекта. (Расходы на пожаротушение могут отсутствовать или быть существенно занижены заказчиком в запросе. Особенно влияет на велличину расхода наличие систем АПТ, о которых умалчивается при запросе.) Следствие: после выяснения действительных обстоятельств при выявлении, не предусмотренной ранее выданными ТУ № 1, нагрузки на пожаротушение точка подключения может быть изменена.

1.4. Проектирование  на основании ТУ № 1.  (Для ускорения получения Разрешения на строительство, проектирование и экспертиза проектной документации проводится заказчиком на основании ТУ № 1. МУП «Водоканал» на основании обращений заказчика принимает участие в ответах  на вопросы экспертов, предоставляя дополнительные сведения, которые должны быть предоставлены только в рамках заключенного договора о подключении. Даже сверх того, например, заказчики требуют провести замеры располагаемого давления в сети водопровода в круглосуточном режиме.) Следствие: ТУ № 1 содержат излишние сведения  о возможных точках подключения, параметрах сети в возможных точках подключения. В соответствии с законодательством  ТУ № 1 должны содержать только либо технические условия, либо информацию о плате за подключение (ППРФ № 83, ч.1,п.9-11).

1.5. Подача заявления на подключение на основании ТУ № 1 с закончившимся сроком действия. Следствие: МУП «Водоканал» вправе отказать в заключении договора о подключении , если заявка подана с нарушением срока (ППРФ № 83, ч.1, п.16; ППРФ  № 360, п.17).

2. Подача заказчиком заявления о подключении.

2.1. Отсутствуют в полном объеме документы, предусмотренные  ППРФ № 83, ч.2, пп.6 (правовая часть заявления) (Отсутствуют нотариально заверенные копии учредительных документов, правоустанавливающие документы на земельный участок, информация о сроках строительства и вводе в эксплуатацию; отсутствуют границы земельного участка на плане М1:500; некорректно определен «объект» подключения. Стандартная ситуация – заявка на квартал, без разбивки на пусковые комплексы или очереди строительства. После получения информации о размере платы за подключение – намерения по очередности освоения меняются, хотя размер платы известен заранее; некорректно заявлен «титул» объекта в заявлении, после чего следуют просьбы об уточнении или изменении.) Следствие: заключение договора откладывается, предложение предоставить недостающие документы.

2.2. Отсутствуют в полном объеме документы, предусмотренные  ППРФ № 83, ч.2, пп.15 (техническая часть заявлении) (Отсутствует баланс водопотребления и водоотведения с указанием видов водопользования, в т.ч. при пожаротушении – нагрузки декларируются без подтверждения расчетами по видам потребителей и принятой норме водопотребления; потребности внутреннего пожаротушения, в т.ч. при наличии систем АПТ не заявляются, хотя наличие таких систем может привести в изменению точки подключения; при многовариантности возможных точек подключения, указанных в ТУ № 1, заказчик не определил наиболее целесообразный вариант подключения для себя, в своих же интересах, не провел необходимых согласований с балансодержателями сетей, указанных в ТУ № 1.) Следствие: заключение договора откладывается, предложение предоставить недостающие документы.

3. Заключение договора о подключении.

3.1. Заказчик не возвращает в 30-тидневный срок подготовленный на основании его полученный им пакет документов, состоящий из: 1. договора о подключении (2 экз.), подписанный МУП»Водоканал»; 2. приложения № 1- расчет платы за подключение; 3. условий подключения. (Стандартная ситуация, в среднем длится около 2-х месяцев, т.е. существенная потеря времени) Следствие: МУП «Водоканал» вправе аннулировать поданную заявку, в случае не возвращения договора в течение 30-ти дней.

3.2. Заказчик не возвращает в 30-ти дневный подписанный со стороны МУП»Водоканал» пакет документов и предоставляет свои возражения, не оформив их должным образом (ППРФ №360, п.11) (Стандартная ситуация, когда в среднем через 2 месяца появляется письмо от заказчика, подписанное не уполномоченным лицом, например, заместителем директора или начальником технического отдела.) Следствие: МУП «Водоканал» вправе аннулировать поданную заявку, и не рассматривать предложения об изменении условий договора без протокола разногласий, подготовленного в соответствии с пунктами договора, по которым имеются возражения.

4. Исполнение сторонами условий договора о подключении

4.1. Несвоевременные платежи по договору о подключении. (Первый платеж – 15% от суммы договора  должен быть внесен в течение 15 дней с даты заключения договора ,второй платеж – 35% в течение 180 дней с даты заключения договора ( ППРФ №360, п.12д.) Сроки не соблюдаются в подавляющем большинстве случаев.) Следствие: МУП «Водоканал» вправе потребовать неустойку  при нарушении сроков выполнения обязательств  (ППРФ № 360, п.12в).

4.2. Попытки заказчика снизить плату за подключение путем необоснованного занижения заявленного ресурса. Длительные сроки ввода объекта в эксплуатацию, отсутствие разрешительной документации на присоединения.

4.3. Не предоставляется в соответствии с условиями договора о подключении 1 экземпляр проектной документации (ППРФ № 83, ч. 2, п. 8), утвержденной в установленном порядке. (Например, как следствие, не обеспечение условий пожарной безопасности объекта.) Следствие: на основании проектной  документации должна разрабатываться рабочая документация, которая направлена на реализацию проектных решений.   Рабочая документация, которая проверяется специалистами МУП «Водоканал» не соответствие выданным ТУ, может не соответствовать утвержденной проектной документации.

Таким образом, осознание заказчиками степени ответственности при обращении в МУП «Водоканал» упростит документооборот и ускорит оформление необходимых документов на всех стадиях».