Ежемесячно Водоканал обрабатывает почти 1300 заявок по поводу нарушений в работе канализационных сетей. Однако около 15% из них связаны с эксплуатацией внутридомовых сетей и находятся в зоне ответственности организаций, обслуживающих жилищный фонд (УК или ТСЖ). Ряд простых правил и рекомендаций для сотрудников управляющих организаций поможет избежать этих трудностей и повысить скорость устранения засоров на канализационных сетях.
Каждый месяц в три диспетчерские службы водоотведения, расположенные в центральной, южной и северных частях Екатеринбурга, поступает около 1300 заявок по отказу в работе (засору) на канализационных сетях. Эти заявки устраняют 8 бригад, оперативность работы которых снижается из-за двух внешних причин: «ложные» заявки и отсутствие доступа к месту проведения аварийных работ.
Во-первых, из общего числа заявок порядка 150-170 оказываются «ложными», то есть выезжающие аварийные бригады вообще не обнаруживают засора, либо засор оказывается на внутридомовых сетях, находящихся в компетенции УК или ТСЖ. Согласно федеральному законодательству поставщик ресурса отвечает только за сети до ввода в дом, а внутридомовые сети обслуживаются эксплуатирующей организацией. Таким образом, аварийная бригада Водоканала вместо того чтобы устранять реальный отказ в работе канализационной сети тратит время и ресурсы на «ложные» заявки, при этом время устранения «реальных» увеличивается.
«Простая математика – на одну аварийную заявку вместе с выездом и диагностикой тратится около полутора часов, что дает порядка 250 часов в месяц или 30 рабочих дней. Таким образом, одна из восьми бригад весь месяц отрабатывает только «ложные» заявки», — сообщает Александр Суховершин, начальник службы водоотведения МУП «Водоканал».
Во-вторых, затрудняющим фактором для аварийной службы является отсутствие доступа к месту проведения работ – закрыты въездные ворота или забор, размещена парковка автомобилей и элементы благоустройства. В зимний период присутствуют навалы снежных масс на люках колодцев и подъездах к ним после очистки дворов. Свободный доступ к люкам смотровых колодцев и узлам управления инженерными сетями должен быть обеспечен управляющей организацией, ответственной за содержание данной территории. Так, например, за период 2020 года в аварийно-диспетчерскую службу водоотведения поступило более 400 заявок, по которым не был обеспечен доступ. Данные обстоятельства не позволяют специалистам оперативно устранять засоры, что, в свою очередь, приводит к подтоплению подвальных и цокольных помещений жилых домов, изливам хозяйственно-бытовых стоков на поверхность земли, порче общедомового имущества.
Водоканал Екатеринбурга напоминает сотрудникам организаций, обслуживающих жилищный фонд, о необходимости качественной, детальной оценки фактического отказа в работе сети, проверки дублирующих заявок (например, разные подъезды по одному адресу), первичной диагностике засоров силами собственных бригад, а также обеспечении беспрепятственного доступа к люкам колодцев и узлам управления сетями.