Совместный проект МУП «Водоканал» Екатеринбурга и ЕТВ рассказывает все самое важное о сложнейшем городском механизме — системе водоснабжения.
Московский тракт на 30-километровом отрезке от Екатеринбурга до Первоуральска — место не очень живописное. Окрестности загруженной днем и ночью кишащей машинами трассы вдоль и поперек испещрены дачными поселками, кооперативными садами, базами отдыха. Но если съехать с трассы возле одной из многочисленных придорожных забегаловок, углубиться в чащу и проехать пару километров по выглядящей заброшенной дороге с довольно забористыми горками. А там, как в старых сказках, взглядам внезапно открывается первый рубеж, который проходит текущая из наших кранов вода.
Мало найдется в России городов-миллионников, судьба водоснабжения которых была бы так же сложна, как в Екатеринбурге. Расположенный в горах уральский мегаполис вынужден довольствоваться скромными ресурсами рек Чусовой, Исети и Уфы. Они наполняют несколько водохранилищ: Нязепетровское, Верхне-Макаровское, Волчихинское, Верх-Исетское и Ново-Мариинское.
Основные для Екатеринбурга — Волчихинское (объем 82 млн м3) и Верхне-Макаровское (объем 50 млн м3), которые питает Чусовая — ранее судоходная, но теперь обмелевшая настолько, что местами ее можно спокойно перейти вброд.
За последние 30 лет город ни разу не испытывал глобальных перебоев с водоснабжением, поэтому редко кто задумывается, какие усилия приходится иногда прилагать, чтобы сохранить водопроводный статус кво. Например, если из-за малого количества осадков усилий Чусовой для нормального напора в кране не хватает, воду в нее с помощью мощных насосов гонят аж с реки Уфы, с Нязепетровского хранилища. А это минус от 2 до 4 млн руб. за каждый день работы насосной станции.
От точки входа воды в водоканал (рыбозащиты) до гидротехнических сооружений, где воду очищают от крупного мусора и рыбы — 11 км живописной проселочной дороги, часть которой пролегает прямо по берегу Волчихинского водохранилища. Это водоохранная территория, что, впрочем, не мешает сновать туда-сюда через канал владельцам близлежащих огородов и квадроциклов. Больше того — в канале заводится рыба, что привлекает рыбаков. Течение здесь очень мощное, свалиться в воду просто, а выбраться — не очень, но это мало кого останавливает. Например, в 2013 году, по словам начальника цеха гидротехнических сооружений Сергея Дмитриева, сотрудники службы безопасности «Водоканала» поймали здесь 800 нарушителей.
Но вернемся к рыбозащите. Это плотинообразное сооружение с сетчатыми барьерами, опущенными в воду и останавливающими наиболее крупный мусор и рыбу, которые водятся в Волчихинском. Сетки периодически чистят.
Еще одна особенность Екатеринбургского водоканала — открытая схема подачи воды на шлюзы. Это было нетрадиционным решением даже по меркам 1970-х гг., когда строился канал (между прочим, проект канала разрабатывался группой под руководством Наины Ельциной). Вообще-то вода из водохранилища должна сразу после первого барьера идти дальше по трубам. Но, согласно распространенной байке, при проектировании нашей системы водоснабжения труб на это не хватило. А сегодня, хотя мы и край металлургии и один из крупнейших трубных регионов страны, миссия переделки канала невыполнима. Для этого потребуется шесть 11-километровых водоводов диаметром 1,4 метра каждый. Атомные расходы,в текущей ситуации просто неподъемны. Проще постоянно чистить канал от рыбы, деревьев и шуги.
Рядом с новым каналом — старый, построенный еще в 40-х гг., длиной 6,5 км. Он снабжает водой поселок Северка и Верхне-Исетское водохранилище.
Следующее сооружение на канале — головной шлюз-регулятор. Здесь в зависимости от запросов города регулируется объем передаваемой воды за одну секунду. Соблюдать баланс важно, потому что слишком сильная подача может привести к переливу воды из канала, а слишком слабая — к недостатку воды на фильтровальных станциях.
Конечная точка перед перегонкой воды на Западную фильтровальную станцию — шлюз-регулятор № 3, где с десяток стоящих в два ряда машин фильтруют воду мелкими сетками. Глубина канала здесь — 9 метров, но вода плещется всего в трех метрах от поверхности.
Самое сложное — когда наступает пора шуги, мелкой ледяной каши. Машины останавливаются, все забивается льдом. В этот период весь персонал цеха работает изо всех сил, стараясь как можно лучше и быстрее удалить лед с водоочистных агрегатов.
То, что происходит с водой после цеха гидротехнических сооружений, для пытливого взгляда уже не столь интересно. Вода заводится в трубы и идет дальше,на Западную фильтровальную станцию и на Головные сооружения водопровода.