В апреле 1984 года была создана система для контроля водопотребления и распределения воды по городским сетям.
Самое простое правило гидравлики – при избыточно высоком давлении в сетях водоснабжения возникают аварийные ситуации, при пониженном давлении водопотребление перестает быть комфортным для жителей. Первой задачей центральной диспетчерской службы стал сбор информации о работе системы – по показателям из контрольных точек составляли общую сводку о ситуации на сетях, с учетом этих данных увеличивая или уменьшая объем подачи воды на весь город или на небольшие участки, научились приводить гидравлические режимы к безопасному и комфортному балансу.
Первые годы работы службы информацию собирали, ориентируясь на показания малочисленных монометров, установленных в контрольных точках, а также на сведения, полученные по телефону от операторов насосных станций. Сейчас используются интерактивные онлайн-схемы, на которые автоматически поступает информация об уровне давления и уровне воды в резервуарах насосных станций.
Существующее на сегодняшний день количество контрольных точек не позволяет определять адрес аварийной утечки – можно определить водовод, в котором внепланово снизилось давление, а конкретный адрес утечки устанавливается по сообщениям жителей либо путем диагностики сети (если речь идет о скрытой утечке).
Кроме контроля гидравлических режимов в городе задача центральной диспетчерской – наблюдение за наполнением водохранилищ в период паводка, уведомление контролирующих и надзорных органов о деталях паводкового процесса. Большие переключения, капитальные ремонты крупных объектов, профилактические работы на теплоисточниках, получающих воду от Водоканала – все это требует контроля, консультаций и непосредственного участия центральной диспетчерской для перераспределения потоков воды по системе.
Круглосуточно на посту два сменных инженера, в общие рабочие часы дни вместе с инженерами работает технолог. Начальник центральной диспетчерской оценивает текущую ситуацию и принимает оперативные решения, заместитель технического директора Водоканала контролирует и текущие и чрезвычайные проблемы городской гидравлики.
Оборудование центральной диспетчерской постоянно заменяется на все более и более новое, и современное, информация дублируется, копируется, резервируется. Процессы принятия решений, регулировки режимов и любой реакции на любые потребности города отлажены. Основное направление развития службы – автоматизация всех гидравлических процессов. Есть экспериментальный участок, часть Орджоникидзевского района – «Северная зона». Там установлены контрольные точки, количество которых в будущем позволит автоматически контролировать гидравлические режимы. Сейчас все современные возможности Северной зоны позволяют предельно точно контролировать все, что там происходит и косвенно влияют на снижение аварийности на участке.
Планируется строительство камер с расходомерами и автоматическими регуляторами расхода. Системы, которые используются сегодня, не позволяют проводить точечные онлайн регулировки, но использование современных камер позволит менять режимы максимально оперативно и предельно точно.
Аналитический подход к информации, собранной в центральной диспетчерской, и существующие сегодня возможности оперативного контроля позволяют снижать аварийность. Например, в прошлом году было принято решение о понижении среднесуточного давления в сетях. Результат – снижение аварийности на 20% (сравнительный анализ данных за первые кварталы 2018 и 2019 годов). Удерживать давление в новых установленных границах приходится с помощью увеличенного количества регулировок. Для сравнения – в 2013 году было 359 регулировок в год, в 2017 – 515, в прошлом году — 970.
В центральной диспетчерской Водоканала круглосуточно контролируют гидравлические процессы на всех объектах водоснабжения города
Инженеры службы круглосуточно видят уровнеь водопотребления города