Будущее из водопровода

Достижения науки и техники вполне себе живут в Екатеринубрге, и некоторые из них водятся в водопроводных и канализационных трубах, на насосных и фильтровальных станциях. 

Современный человек нечасто задумывается о том, насколько важным изобретением человечества является канализация. Еще пять веков назад по улицам европейских городов текли реки нечистот, разносящие с собой зловоние и инфекционные заболевания. Скрыв свои отходы в трубах, люди решили одновременно массу проблем и значительно улучшили качество своей жизни. Однако и теперь жители Екатеринбурга время от времени вспоминают о загнанных под землю коммуникациях, натыкаясь на улице на очередной раскоп.

Своевременная починка прорех и устранение засоров — задача, важность которой трудно переоценить. Как мы уже писали в предыдущем выпуске проекта «Путь воды», когда-то каждый аварийный случай влек за собой массу проблем: коммунальщикам приходилось на ощупь искать уязвленное место и вручную приводить трубы в порядок. Сейчас ситуация в корне изменилась, в том числе, благодаря современной технике. Запасшись новым оборудованием, городской МУП «Водоканал» серьезно сократил затраты труда и времени на починку пострадавших труб. 

Он придет и молча поправит всё

Представитель «тяжелой артиллерии» в арсенале «Водоканала» — спецавтомобиль на базе грузовика MAN, не имеющий аналогов по мощности в городском хозяйстве. Эта машина выезжает на место только в самых тяжелых случаях, в основном, на прочистку больших трубопроводов диаметром от 500 мм. Машина может самостоятельно провести полный цикл очистки трубы: с помощью сильного напора воды более 100 атмосфер она отмывает грязь и ил, убирает из коллектора крупные камни и щебень, забирает в свое чрево грязную воду, чистит ее и выпускает обратно.

По признанию простых коммунальных тружеников,  техника стала для них серьезнейшим подспорьем: машина может за полчаса справиться с проблемой,  которую без нее устраняли бы в десятки раз дольше. Сейчас же на MAN’е работает только два человека — оператор и слесарь  (он же водитель).

Мал да удал

Другое чудо коммунальной техники работники «Водоканала» нежно называют «Рыжик». Творение известного американского бренда Ridgid удобно использовать для экстренной прочистки засоров, которые раньше приходилось ликвидировать подручными средствами типа проволоки. Машина играючи справляется с грязью, илом и корнями на стенках коммунальных сосудов.

Ridgid ловко устранит сложный засор / Фото: ЕТВ

Отдельная беда большого города — жир, который садится на трубы: «Сейчас в Екатеринбурге много кафе и ресторанов, где плохо работают жироуловители. Да и в жилых домах жиру хватает», — говорит Михаил Кириллов. Избавляться от «холестерина» и вымывать его из труб «Водоканалу» помогает четыре маленьких «Рыжика».

Приключения «Валл-И» на Урале

Еще один механический помощник спецов «Водоканала» выглядит и вовсе футуристически: система телеинспекции труб похожа на маленького робота из кино. Камера на колесах приезжает туда, где необходимо разыскать точное место поломки. Для начала служба водоотведения убирает воду, грязь и камни. Затем прибывают труженики теледиагностики, которые запускают робота в трубу.

У «Валл-И» есть сменные пары колес, которые подходят для труб разного диаметра, и лифт, благодаря которому робот «вертит головой», поворачивает камеру. За изображением в режиме реального времени следит сотрудник «Водоканала», наблюдающий за экраном монитора в машине. Тележка способна проехать расстояние до 180 метров в длину.

Кувшин, который сам по воду ходит

Вовсю модернизируются и сами водопроводные сети — насосные станции переводят на автомат и учат самостоятельно выбирать режимы работы в зависимости от потребности обслуживаемого участка в воде, чтобы экономить ресурс и электроэнергию. В числе станций нового образца на  «Водоканале» выделяют три. Станция на улице Ленинградской, 34 в час перекачивает в среднем 2,5 м³, но если Родина попросит, выдаст и 50 кубов в час. На Чапаева, 21 стоит станция послабее — она перекачивает в среднем 3,2 м³ в час, а ее потолок — 38,8 м³ в час. Наконец, на Карла Маркса, 60 стоит настоящий исполин, качающий в среднем по 7,8 м³ в час и способный поднажать до 130 м³ в час.

На новых станциях только частично устанавливают российское оборудование,  в основном,  используются немецкие агрегаты. В год в среднем заменяется 10-15 насосных станций. На «Водоканале» уверяют — модернизация стабилизирует водоснабжение и снижает число аварий. К тому же,  работа 34 насосных станций управляется удаленно,  с помощью системы телеметрии,  разработанной российской компании «Робитекс», так что для контроля за работой всех этих станций хватает одного человека. До конца 2015 года телеметрию внедрят еще на 19 станциях.

Анализируй это

Отдельная гордость «Водоканала» — оборудование в лаборатории Западной фильтровальной станции, где отслеживают качество поступающей воды. Инженер-химик второй категории Артем Максимов с гордостью показывает прибор, который появился здесь два года назад. «Это — атомный эмиссионный спектрометр,  — рассказывает лаборант. — Он нужен нам для анализа различных типов вод на содержание металла». Чтобы исследовать пробу на 11 показателей, прибору потребуется две с половиной минуты. Его предшественник тратил три минуты на исследование только одного показателя.

По соседству с кабинетом Артема Максимова стоит еще одна новинка — автоматизированная трехканальная система ионной хромотографии. Начальник лаборатории Людмила Брусницына называет его просто — чудо. Прибор ищет в воде цианиды,  сульфиды,  хлориды и многое другое,  чего там не должно быть. В отличие от предшественника,  работавшего по классической схеме — методом фотометрии,  новый прибор будет проводить исследования проб воды сразу по трем каналам. Сейчас инженеры делают последние штрихи в его настройке.